Страница обновлена 08.08.2017

 

 

Борунова Валерия
Березниковская ООШ

Данная работа является частью деятельности школьного музея по составлению летописи деревень, входивших в 19 в. в Березниковскую волость Ростовского уезда Ярославской губернии.

Как писал Белинский: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». Знание прошлого помогает нам находить в стойкости и терпении предков гордость и опору в испытаниях, которые выносит наш народ, видеть, что каждый из нас в них не одинок.

В своей работе я пользовалась выписками из архивных документов, собранными в школьном музее, письмами Александра Кончикова, материалами с сайтов архивов и библиотек.

В своем выступлении из-за недостатка времени я остановлюсь на некоторых результатах своих изысканий по истории деревни Землево.

На этой остановке пассажиры бывают редко. Если же выйти из автобуса ранним утром видно два длинных ряда домов, сады, дорогу, переходящую в заросшую тропку и силуэт церкви вдали.  Деревня, как все старинные селения, кажется частью окружающей природы, выросшей здесь, как лес, трава. И все смены правителей, реформы и революции кажутся клочками тумана на ветру по сравнению с неторопливым течением деревенской жизни.

Деревня Землево относится к Инальцинскому сельскому поселению Борисоглебского района Ярославской области .

 На 2014 год в деревне 36 домов из них 27 жилых, в которых проживает 33 человека. Фамилии: Кузнецовы, Тетерины, Чистяковы, Камараковы, Шарыбины, Романов, Голодалов, Коршунов, Седов, Колгашкины, Сигов, Годуновы, Петухов, Воробьевы, Лаврина, Киселевы. Жители работают в лесу, ездят на работу в Борисоглебский, но большинство – пенсионеры. Летом возвращаются дети землевцев из Ярославля, Петербурга, много дачников. В деревню приезжает автолавка по средам. Ближайшие почта, магазины и клуб в Покровском и Инальцино. Три раза в сутки через деревню проходит рейсовый автобус Борисоглеб – Верзино.

Сейчас Землево состоит из 2-х посадов, между которыми большое пустое пространство с насыпанной песчаной дорогой. Некоторые дома в нетронутом виде с 19 в., а некоторые превращены в современные коттеджи. Через поле – разрушенная церковь села Иванково, туда ведет еле видная колея. Старинное кладбище у храма разорено, теперь хоронят на новом месте, на краю большого оврага. Надгробий до сер. 20 в. не сохранилось.

В Землеве особенно отмечают Казанскую 4 ноября и Семенов день 16 февраля. Говорят, тут раньше жил какой-то богатый Давыдов, но о нем ничего неизвестно, из беседы с жительницей деревни.

В Землево есть 3 пруда, один называется Свинарский, а другие новые. Рядом протекает речка Лига.

Когда появилась деревня, мы не знаем, но, как пишет Светлана Алексеевна  Лапшина в «Путеводителе по Борисоглебскому району», земли эти в 15 – 16 в. принадлежали знатному роду Чеботовых. Московский боярин Иван Яковлевич Чеботов, постриженный в Борисоглебский монастырь, в 1580 г.  продал имение Третьяку Кондратьевичу Яковлеву (имеется в списке опричников 1573 г.).

Землево относилось тогда к Подольскому стану (на правом берегу реки Устья между станами Богородским и Согильским).  Станом в России 16-18 вв. называли   совокупность селений и пустошей, принадлежащих разным владельцам.

Центром прихода, куда входило  Землево, было село Иванково,  примерно в 1 версте. Храм во Имя Казанской Иконы Божией Матери построен в 1813 г. До этого в селе было 2 деревянных храма. Землево относилось к церкви  во Имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Деревня была помещичьей и довольно часто переходила из рук в руки, дробилась между наследниками.

На основании архивных розысков и данных Светланы Алексеевны Лапшиной «Помещичье землевладение на территории Борисоглебского района», о помещиках д. Землево известно следующее:

В конце 18 века «Д. Землева – вотчина вдовы подпорутчицы Натальи Николаевой дочери Красенской». Девичья фамилия неизвестна. Умерла после 1811 г. Возможно, это она вышла замуж в 1763 г. за Красенского Ивана Илларионовича, подпоручика Тенгинского пехотного полка, помещика с. Никольское-Красенских в Юрьевском уезде Владимирской губернии. Но эта версия не проверена и вызывает сомнения.

Во всяком случае, Красенские имели земли в Ярославской губернии и состояли в родстве с Ошаниными, крупными помещиками Ярославской губернии (владевшими в старину соседним селом Покровским).  Красенские ведут происхождение из Польши и приехали в Россию при внуке Дмитрия Донского. Иван Иванович Красенский был в 1591 году жильцом при царевиче Дмитрии в Угличе и присутствовал при его гибели. Род Красенских внесён в VI часть родословной книги Владимирской и Тверской губерний Российской империи. 

В Ярославских Губернских Ведомостях за апрель 1831 г. помещены объявления о продаже прапорщиком Петром Красенским: «Его ж Красенского имение Ростовского уезда в деревне Землеве крестьян мужеска 38, женского 46 душ принадлежащим к ним имуществом, строением и землею, оцененное в 6376 руб., дохода в год приносит 350 руб.».

2. Так же среди помещиков числятся капитан Садов Яков Сергеевич, представители Ладынинских и Жадовских, эти семьи владели землями в разных уездах Ярославской губернии, но больше о них пока неизвестно.

4. Долее всего  селениями прихода села Иванково, в том числе и Землевым, владели помещики Тарховские и Варенцовы, состоящие в близком родстве  (подробнее в истории села Иванкова). Как и большинство владений Ростовского уезда, имения Варенцовых-Тарховских постоянно дробились: отдавались в приданое, делились между детьми…

Поручик Гаврила Федорович Тарховский (Меньшой) владел крестьянами в д. Землево в 1761г.

В 1772 г. в переписке графа Шереметьева упоминается покупка щенков у ростовского помещика Тарховского.

С. А. Лапшина называет помещицу 1789 – 1799 гг. Тарховскую Стефаниду Петровну (1754 г.р.) , это жена Тарховского Мирона Гавриловича и мать княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (в замужестве). Подробнее о ней мы будем писать в истории села Иванкова.  Неизвестно, перешла ли деревня ее сыну декабристу Александру Щепину-Ростовскому, но его дети, рожденные в Сибири,  ей точно не владели. В 1861 г. Землевым владел Варенцов.

В 1848 г. Землево оказалось затронуто холерой. Видимо, сильно, раз еще через 40 лет в память об этом совершался крестный ход. «…крестный ходъ въ д. Землево, установленный какъ изъ уваженія къ Борисоглѣбской обители, отстоящей отъ прихода на 9 верстъ, такъ и въ память холеры 1848 года» (Титов).

Об этой эпидемии писали в Ярославских губернских ведомостях за июль 1848 г. «Сия кара небес, без сомнения, имеет целию своею острастку и исправление душевного и нравственного состояния человека, и потому следует нам, при появлении страшной эпидемии, обращаться к умилостивлению правосудия Божества, и вместе к нашему нравственному исправлению молиться Богу с раскаянием и твердою решимостию вести впредь жизнь осторожную и благоразумную»

Вообще, по метрическим книгам, видно, что смертность была очень высока, особенно среди детей. Основные причины: скарлатина, коклюш, оспа, дизентерия. В нач. 20 в. в селе Верзино появился фельдшерский пункт, но обращались туда крестьяне редко. 

Отмена крепостного права прошла для крестьян Землева относительно спокойно. Хотя в приложении к Ярославским губернским ведомостям за ноябрь 1861 г. есть отчет Ростовского мирского суда о жалобе временнообязанного крестьянина д. Землево Семена Софронова на неправильное взимание недоимок по оброку. Частично жалоба была удовлетворена.

В конце 19 в. по данным Титова, «3емлево, помѣщичья деревня, при прудѣ, въ 25 верстахъ отъ Ростова; 36 дворовъ, 102 рев. души и 92 надѣла; прихода села Иванькова».

Землевцы, как и другие крестьяне Березниковской волости уходили в к. 19 – нач. 20 в. на заработки в Петербург. Основным заработком отходников была торговля. Работали в крупных магазинах и торговали овощами. Благо, почти все были грамотными, учились в приходской школе в Иванкове.

Есть данные только об одном участнике Первой мировой войны из Землева – это рядовой Николай Титов, он был ранен в июле 1916 г.  Потомки Титовых живут в Землеве и сейчас (семья Шарыбиных).

 О революционных событиях в Землеве данных у нас пока нет, последней помещицей указана Екатерина Павловна Беверлей, которой принадлежала здесь земля. О ее семье сведений пока мало, известны представители рода Беверлей, врачи и военные, жившие в сер. 19 в. в Петербурге. Господский дом стоял в 1917 г. бесхозным. В растаскивании ничейного имущества приняли участие и землевцы.

В 1927 г., когда в разгаре были гонения на церковь, признали себя верующими 81 землевца старше 18 лет., т.е. почти все жители. В списках они все указаны бедными, хотя самые старые дома указывают на зажиточность хозяев.

В колхоз вступили все крестьяне, о раскулаченных и сосланных сведений нет.

До Великой Отечественной войны рядом с Землевым были ферма и конюшня, лошадей продавали в Переславль, так же сдавали государству зерно, горох и картофель.

Нет пока данных о фронтовиках из Землева, этим еще предстоит заниматься следующим поколениям учеников нашей школы

В 30-50 гг. то и дело происходила реорганизация хозяйства. Соседние колхозы то объединялись, то разъединялись. В 1960 году Землево вошло в колхоз имени Кирова с центром в селе Покровское. 

.

В 60 гг. деревня постепенно начала пустеть. Молодежь уезжала в город. Мало кто возвращался после учебы. Особенно трудно пришлось в перестройку. Сейчас нет фермы, школьного возраста в Землеве всего один человек.  Строительство агрокомплекса, начатое в 2013 г.  вызывает у жителей смешанные чувства. Работать там из Землева все равно некому, а дачники могут перестать ездить из-за ухудшения экологии.

Возвращаясь к высказыванию Белинского, я о многом спросила прошлого. Я поняла, что крестьянская жизнь была тяжела всегда. Но даже в самые трудные годы были люди, бросающиеся помогать на пожаре, работать изо дня в день, когда казалось, что никому это не надо….Я сделала для себя выводы, что труд и терпение, вера в лучшее, опора на опыт предков позволяют выжить в любые времена.

В процессе исследовательской  деятельности я работала с документами   архивов, архивными материалами школы беседовала со старожилами села. Эта работа многому меня научила и вызвала желание заняться историей своего родного села Покровское.